?

Log in

No account? Create an account

Ну, за гендерные стереотипы - Sergey Nikolenko

мар. 24, 2013

11:40 am - Ну, за гендерные стереотипы

Previous Entry Поделиться Next Entry

Есть у меня в интернетах один pet peeve – феминистический дискурс о том, как плохо приходится современным женщинам и о том, как мужчины их со всех сторон притесняют. Я в таких разговорах периодически перехожу на эмоции и начинаю нести бред, так что лучше один раз выговорюсь и успокоюсь. :)


Вот, например, недавний пост, который и вызвал мою реакцию сейчас. Женщиной, говорят, быть трудно. Трудно женщине с устремлениями и желаниями, трудно ей достичь самореализации, мешают ей навязанные мужчинами стереотипы. Это, конечно, чистая правда. Но не вся.

Самореализация – это верхний уровень пирамиды Маслоу (извините, что такой банальный образ, но удобно в данном случае). В вышепроцитированном посте яркий образ – «бессмысленные тётки», которым по 50-60 и которые «ничего не добились в жизни». Самореализация, говорит нам si14, – это когда ты в 70 лет можешь, подобно Леониду Ильичу, оглянуться на пройденный путь с чувством глубокого удовлетворения. Вот только давайте для начала вернёмся в самый-самый низ пирамиды Маслоу и посмотрим, у кого больше шансов тупо дожить до этих семидесяти:

Кстати говоря, это везде так, не только в России:


О чём это говорит? Разве не об очевидном и систематическом геноциде мужского населения всего мира со стороны женского? Тут мне даже смайлик ставить не хочется – вполне классический феминистический вывод: если у одного пола что-то хуже, значит, другой пол в этом виноват. Можно и конкретно по отдельным причинам посмотреть – например, у российских мужчин инфаркты вдвое чаще, чем у женщин; очевидно же, что это бабы своих мужиков до инфаркта доводят, правда? ;)

Многим российским женщинам стоит карьеры и самореализации гендерный стереотип «женщина рожает и занимается домашним хозяйством». Это, конечно, правда. А скольких лет жизни (тут до карьеры ещё пять уровней пирамиды, заметьте) стоит российским мужчинам стереотип «мужчина употребляет крепкие спиртные напитки»? Совсем недавно был ещё и стереотип «мужчина курит» – к счастью, это уже проходит, но даже моё поколение его застало.

Вы знаете в современной России официальную, закреплённую в законодательстве, а не только в головах, гендерную дискриминацию? Я знаю один пример, зато яркий: призыв в армию. Скольким российским мужчинам армия стоит карьеры, здоровья, иногда (к счастью, редко) жизни? Что это, как не дискриминация, переходящая в геноцид?.. Не знаю, зачем нам нужен всеобщий призыв, но если так уж нужен, почему не призывают женщин? Пример воюющей страны Израиля показывает, что это не закон природы, а именно гендерные стереотипы. Кстати, если хотите пример, как стереотипы навязывают мужчинам выбор карьеры, вот, пожалуйста – здоровому российскому юноше невозможно не идти в вуз, а потом для многих невозможно не идти сразу же в аспирантуру (защищаться, правда, уже не обязательно – к концу аспирантуры 27 обычно не за горами). Думаю, многие «липовые аспирантуры» появляются не в последнюю очередь из-за этого.

Вот и получается: женщины–«лузеры», не выдержавшие давления гендерных стереотипов, становятся «бессмысленными тётками» и живут детьми, а затем внуками. Мужчины–«лузеры», не выдержавшие давления гендерных стереотипов, спиваются, садятся в тюрьму, теряют здоровье в армии, умирают в 45 от инфаркта (интересный, кстати, пост). На кого же давление сильнее?

Кстати, про средние уровни пирамиды (любовь, безопасность, эстетика) у меня нет ответа. Рассмотрим, например, феминистический кошмар – патриархальную семью из мужа-топ-менеджера и жены-домохозяйки. Материальный уровень жизни у них по определению одинаковый. Кто из них счастливее, кто более любим, у кого лучше с удовлетворением эстетических потребностей? Трудно квантифицировать, да; могу проще: у кого из них выше риск депрессии? Совсем просто – у кого выше риск самоубийства? У меня, конечно, нет статистики про жён топ-менеджеров, но вы абсолютно уверены, что здесь всё однозначно?

Это я не к тому, чтобы поплакаться; это я к тому, что бессмысленно говорить о дискриминации. Дискриминация – это когда одна группа людей имеет несправедливое и однозначное превосходство над другой во всём, по праву рождения; как белые над неграми в США до середины XX века или дворяне над крестьянами в царской России. В гендерных же делах мы наблюдаем совсем другую картину. На высоких уровнях пирамиды (самореализация в радужно устроенной карьере) мужчины впереди, на нижних уровнях (выживание, здоровье) – женщины. Нельзя использовать словосочетание «гендерный стереотип» как синоним «мужского шовинизма» – для мужчин гендерных стереотипов никак не меньше, и приводят они часто к гораздо более страшным последствиям. Я не думаю, что женщины станут счастливее, если просто заменят в своей жизни женские стереотипы на мужские. Секрет не в этом – просто надо строить свою личную и единственную жизнь так, чтобы избегать плохих стереотипов вообще, и плохих стереотипов своего гендера в частности.

Мне не на что жаловаться – я смог осознанно избежать алкогольного стереотипа; пошёл в науку и тем обошёл армейский стереотип; расплатился депрессиями за типичный мужской стереотип «обязательно надо быть самым лучшим и великим», но сейчас уже на пути к выздоровлению. Я типичный «самореализующийся мужчина», у меня всё хорошо, я сейчас обитаю на верхних уровнях пирамиды. Но это не значит, что нижних уровней не существует – в том и смысл, что без них о верхних и говорить невозможно.

Comments:

Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]
From:gingenius
Date:Март 24, 2013 07:46 am
(Link)
это торжество феминизма
мужчины начинают бороться за свои права :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 07:50 am
(Link)
Да (кроме того же призыва) разговор-то вообще не о правах. Прав не было у негров и крепостных; стереотипы – это не о правах.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:shisha_hwguy
Date:Март 24, 2013 08:04 am
(Link)
Согласен!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:parzia
Date:Март 24, 2013 08:06 am
(Link)
А как ты справился с депрессиями?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 08:07 am
(Link)
Stopped worrying and learned to love. :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:legendteller
Date:Март 24, 2013 08:15 am
(Link)
*Расчехлила феминизм*
Серёжа, ты совершаешь распространенную ошибку: путаешь феминисток с радикальными феминистками и просто дурами. Ни одна феминистка тебе никогда в жизни не скажет, что если женщине на прическу нагадил голубь, то в этом виноваты мужские шовинистические свиньи. Ни одна феминистка не стремится заменить в своей жизни женские стереотипы на мужские. Ни одна феминистка не считает, что в условно патриархальной семье из топ-менеджера и домохозяйки обязательно кто-то несчастен, и этот кто-то обязательно домохозяйка. "Глобальная цель" феминизма — это именно что убрать вообще эти гендерные стереотипы, совсем, не только из своей личной и единственной жизни — но и "из голов".

С неофициальной и незакрепленной дискриминацией, кстати, намного сложнее бороться, а жить довольно противно :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 08:25 am
(Link)
1. Мне кажется, я буду совершать ещё более распространённую ошибку, если буду автоматически записывать в дуры всех, с кем я не согласен. ;)

2. Трудно найти человека, который был бы против всего хорошего за всё плохое. :) Однако феминистки систематически делают то, против чего я и написал пост: приравнивают гендерные стереотипы к мужскому шовинизму и не считают нужным даже упоминать о стереотипах, направленных против мужчин.

3. Не знаю, что сложнее: разругаться с родителями или несколько лет бегать от повестки, нарушая закон. Думаю, стоит согласиться, что это несравнимые величины.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:meamia
Date:Март 24, 2013 09:23 am
(Link)
Хороший ты человек, Сереж. Добрый к жене и ребенку, к женщинам вообще и автоматически распространяющий свое отношееие на других. Но в том посте, кроме тебя и десятка аналогичных комментаторов (и, конечно же, автора поста) пятьсоттыщ агрессиных бабуинов, которые именно что хотят бабу к плите, рожать и чтоб молчала. И уверены, что "умом не вышла" и "физиология определяет судьбу". И женщинам с ними приходится жить и работать.
Российская армия и вообще действительность есть несусветная жесть к мужчинам тоже, не спорю. Но не женщины гонят вас в армию.
У меня четверг рабочий пропал из-за спора с одним товарищем, так что сегодня поклялась рабочий день не транжирить :) Если и буду дискутировать, то вечером.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 09:41 am
(Link)
Ты всерьёз думаешь, что женщин, которые хотят мужика исключительно как источник денег и «мужской помощи по дому», гораздо меньше? Разумеется, с обеих сторон полно людей, относящихся к другой стороне потребительски.

Edited at 2013-03-24 09:41 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:morreth
Date:Март 24, 2013 09:47 am
(Link)
Простите, но вы сейчас привели кучу примеров того, как патриархатные стереотипы вредят самим мужчинам.

Да, в рамках патриархатного дискурса мужЫк должен служить в армии, отвечать за все на свете, в том числе и за ход светил - а когда не получается - страдать, пить и курить, чтобы снять стресс и умирать на 10 лет раньше либо от стресса, либо от привычки снимать стресс питьем и куревом.

Теперь о дискриминации. Знаете, у Шекспира в "Генрихе 5-м" есть монолог, в котором Генрих жалуется в ночь перед боем, что вот хорошо простому фермеру, он думает только о своем хозяйстве и спокойно спит - а у нас, королей, головы болят за всех. Бедные мы несчастные короли.

С одной стороны, в его монологе есть сермяжная правда - действительно, вредная и опасная профессия король. И сам Генрих умер сравнительно молодым и всю жизнь покоя не знал. И многие короли умирали насильственной смертью.

Но с другой-то стороны, каков риск у Генриха умереть в голодный год от бескормицы? Разориться от непосильных налогов и быть проданным в рабство? Пострадать от неправого суда? Да нулевой или близкий к тому.

У привилегированных групп есть свои риски - но это не значит, что привилегий не существует. Перечисленные вами беды мужчин происходят от того, что они привилегированная группа и от того, что в этой привилегированной группе свои правила, по которым жить нелегко. Но крайне мало мужчин при этом отказывается от своих привилегий. Лучше пить водку и умереть на 10 лет раньше жены, чем уйти с поста "главы семьи, за-все-ответчика".

И наконец. ХХ век - первый на протяжении ВСЕЙ МИРОВОЙ ИСТОРИИ период, когда СПЖ женщин стала выше СПЖ мужчин. Раньше, все 6 000 лет исторического и ок. 100 000 лет доисторического времени, за счет дикой смертности в родах СПЖ женщин была ниже.

Нет, мне не хочется вас жалеть. Сорри.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:meamia
Date:Март 24, 2013 10:14 am
(Link)
А можно не пить водку,побольше общаться со своими детьми и иметь продолжительность жизни в 8 1год, как израильские мужчины :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From:sopkina
Date:Март 24, 2013 09:51 am
(Link)
> очевидно же, что это бабы своих мужиков до инфаркта доводят, правда? ;)
Хе-хе:
http://www.dni.ru/society/2013/1/31/247439.html
http://www.health-ua.org/news/10737.html
Сорри за качество ссылок, просто это первые две ссылки по словам "инфаркты у женатых мужчин"
(Ответить) (Thread)
From:sopkina
Date:Март 24, 2013 09:56 am
(Link)
Но ты тысячу раз прав, что сложившиеся в обществе гендерные стереотипы по мужчинам бьют едва ли не сильнее, чем по женщинам (хотя про то, что женщины обитают в верхних этажах пирамиды Маслоу, это тоже неправда, достаточно вспомнить про изнасилования, про домашнее насилие и тому подобные вещи).
Так что добро пожаловать в наши феминистические ряды! :)

Edited at 2013-03-24 09:56 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:edwardahirsch
Date:Март 24, 2013 11:40 am
(Link)
1. Да чего уж там, война идёт. Научатся без женщин детей делать - мужчины победили, научатся существенно раньше без мужиков детей делать - женщины победили. Лет сто, наверное.

2. Орудия борьбы с обоих сторон применяются в полный рост: с одной стороны - шантаж снижением уровня жизни (ну, и вообще женщине с детьми непросто найти нового партнёра), с другой стороны - шантаж отъёмом детей. Закон в обоих случаях ни хрена не работает, по крайней мере, в РФ. Основной фронт - семья. Армия (которую наш соц. слой косит) и декретный отпуск (у многих хватает денег на няню) по сравнению с этим фронтом - цветочки, это даже не следующий, а только третий фронт. Второй - те самые стереотипы, отношение окружающих и собственные тараканы.

3. Я вот всё же не очень хорошо себе представляю, как всё происходит за пределами нашего социального слоя. Не стоит обобщать. Но основная битва разворачивается именно там. Это как на настоящей войне - аристократов тоже убивают, но реже и обычно по-другому.

4. Мужчины раньше умирают от инфарктов из-за гормонов, а не из-за гендерных стереотипов. Правда, это уже почти научились лечить: не пей, не кури, ходи к врачу, и будешь в среднем жить почти как женщина. (Но склонность к риску, конечно, не вылечишь.)

5. Трудно ли кому-нибудь жить, определяется двумя вещами - физиологическими потребностями и тем, что заложено в голову. Я не думаю, что 2000 лет назад люди были существенно счастливее или несчастливее, чем сейчас. От физиологических потребностей постепенно остаётся только желание приобщаться к вечности (дети и романтические отношения), а вот в голову закладываются совершенно другие вещи, чем раньше. Это не плохо и не хорошо, а просто соответствует текущему уровню развития. А стереотипы запаздывают. В этом смысле феминистки и прочие миссионеры постоянно делают однотипные ошибки - пытаются подогнать не вполне готовые к этому другие по содержанию мозга общества под текущее содержание собственных мозгов, опережая с новыми стереотипами развитие общества и пытаясь осчастливить всех по своему образу и подобию.

6. Общая радужная перспектива, по-видимому, приобщиться к вечности, научившись осознанно растворяться в общественном сознании (лет 150-200) и дальше, на тщательно подобранных инстинктом самосохранения антидепрессантах, двигаться в сторону "42".
(Ответить) (Thread)
From:sopkina
Date:Март 24, 2013 12:51 pm
(Link)
> научатся существенно раньше без мужиков детей делать
Банки спермы существуют давно.

> у многих хватает денег на няню
У многих? 8-)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:livejournal
Date:Март 24, 2013 12:51 pm

Гендерные дискриминации

(Link)
Пользователь e_ponikarov сослался на вашу запись в записи «Гендерные дискриминации» в контексте: [...] Навеяно вот этим: http://nikolenko.livejournal.com/242009.html [...]
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:tati_r
Date:Март 24, 2013 01:31 pm
(Link)
А вот я свои пять копеек как всегда, как дохтур, вставлю.
По поводу тех же инфарктов -- тут все не так однозначно.
Во-первых, есть болезни с четкой корреляцией с полом. Тот же инфаркт и язва желудка чаще случаются у мужчин, чем у женщин. А вот холецистит, например, или заболевания щитовидной железы -- чаще "женская" болячка. Уровень половых гормонов, как ни крути, на общий обмен веществ влияет. Да и в принципе, уровень адреналина в мужском организме выше. Это раз.
В-вторых, есть чисто психологический момент восприятия болезни. К сожалению, многие пациенты мужского пола имеют т.н. анозогнозию -- т.е. отказываются признавать (и признаваться в первую очередь, самому себе), что у них есть проблемы со здоровьем, и иногда даже очень серьёзные. Им сложно понять, что "ничего не болит" не равняется "я здоров", сложно понять идею регулярного профилактического приема препаратов (например, для снижения риска того же инфаркта), необходимости соблюдать диету (чтобы снизить уровень холестерина) и т.п.
Женщины-пациенты, как правило, более комплаентны, в силу того, что лучше знакомы с такой вещью, как профилактические осмотры (при беременности, например).
Это два.
Так что давай не будем про геноцид мужского населения женским, мужское само себе вполне ощутимо геноцид умудряется устроить.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 01:47 pm
(Link)
> Им сложно понять, что "ничего не болит" не равняется "я здоров"

Вот, честно говоря, когда я был у врача (единственный раз за последние лет десять), вполне равнялось. Жалобы есть – жалоб нет. Поговорили немножко да и разошлись. Хотя вроде бы специально пришёл, в хорошее место (поликлинику Академии наук); искренне не думаю, что врач тут что-то сделала неправильно.

Против приёма препаратов ничего не имею, ты лучше убеди expie вместе со мной витаминки пить. ;)

Но вообще у этого абзаца смайлик стоял.

Edited at 2013-03-24 13:47 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:olgayaroslavna
Date:Март 24, 2013 02:28 pm
(Link)
Честно прочла 100 комментов. Но не понимаю, что ты предлагаешь.
- проблемы нет, ничего в обществе менять не надо
- сохранить статус кво и, печалясь об общественном, отгрызать себе в этом мире личный эгалитарный уголок
- проблемы от нынешнего уклада есть и у мужчин, и у женщин, пусть женщины сначала решают мужские проблемы
- проблемы от нынешнего уклада есть и у мужчин и у женщин, пусть каждый занимается своими проблемами
- проблемы от нынешнего уклада есть и у мужчин и у женщин, пусть они сообща их решают
- другое

:)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 03:05 pm
(Link)
я? предлагаю? ты меня с кем-то путаешь :)
я если что-то и предлагаю, то исключительно в плане изменения дискурса

но да, могу предложить: перестать смотреть друг на друга как на врагов
все мы люди, у нас проблемы во многом общие
в таких вещах просто каждому (каждой семье) нужно разбираться самостоятельно, разговаривать и договариваться между собой, как мне кажется

Edited at 2013-03-24 15:09 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:sosedy
Date:Март 24, 2013 05:29 pm
(Link)
два начальных допущения (верность пирамиды Маслоу и верность определения si14) совсем не для всех являются правильными
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nikolenko
Date:Март 24, 2013 07:56 pm
(Link)
Пирамида – это просто удобный общеизвестный образ. От неё я по факту использую только то, что жизнь и здоровье – это более базовые ценности, чем карьерная самореализация. Думаю, тут трудно спорить. :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:realcorwin
Date:Март 24, 2013 06:12 pm
(Link)
Оставил ссылку у Жени, оставлю и здесь.

Эволюционная теория пола:
http://realcorwin.livejournal.com/92601.html
(Ответить) (Thread)
From:sopkina
Date:Март 24, 2013 07:31 pm
(Link)
Спасибо, очень интересно.

Я вот этот пассаж не поняла:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часто предлагают: давайте запретим пьянство и удлиним среднюю продолжительность жизни мужчин. Но тогда мы причиним вред женщинам, которые будут вынуждены платить эту плату за новую информацию. Или пострадает потомство. Трогать половой диморфизм по продолжительности жизни, а Россия 15 лет чемпионка в этом смысле, нельзя – надо ликвидировать причину. Запретишь пьянство – мужчины будут отравляться чем-то другим. Мужской пол должен, обязан так вести себя, иначе он перестает быть мужчиной. Причина же в том, что у нас экстремальные условия. Экономические реформы и прочее. И мужчины вынуждены, нам пока необходима эта разница в продолжительности жизни. Ослабнет давление среды – и мужчины будут выживать.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
При чем тут экономические реформы? (Нет, что реформы приводят к инфарктам, я верю. Но что при реформах надо непременно пить водку...)
На мой взгляд, как раз наличие водки (и, как пишет Сережа, необходимости ее пить) -- как раз и есть те самые экстремальные условия. Нечего к ним устойчивость вырабатывать, убрать их к чертям, и дело с концом.
Во время сухого закона продолжительность жизни и у мужчин, и у женщин возросла (а потом опять упала).
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:livejournal
Date:Март 25, 2013 10:07 am

LJournalist #2158

(Link)
Пользователь massaraksh сослался на вашу запись в записи «LJournalist #2158» в контексте: [...] приходится современным женщинам и о том, как мужчины их со всех сторон притесняют. С комментариями [...]
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:livejournal
Date:Март 25, 2013 10:07 am

LJournalist #2158

(Link)
Пользователь massaraksh сослался на вашу запись в записи «LJournalist #2158» в контексте: [...] | Без комментариев [...]
(Ответить) (Thread)